Слово выпускникам вуза и коллегам

Слово выпускникам вуза и коллегам

Интервью с Алеевым Вадимом Варсанофьевичем

  • В какие годы Вы учились (работали (-те)) в СФТИ НИЯУ МИФИ?
  • Работаю в институте с августа 1973 г.

  • Кем и в какой должности Вы трудились? И трудитесь сейчас?
  • С 1973 г. работал в должности старшего преподавателя истории КПСС и Научного коммунизма на кафедре марксизма-ленинизма. После защиты кандидатской диссертации в 1982 году на историческом факультете МГУ работал в должности доцента по тем же предметам до распада СССР. С 1993 г. преподаю историю Отечества и правоведение.
  • По какой специальности Вы получали образование?
  • В 1962 г. закончил радиофак Казанского авиационного института по специальности «управление беспилотными средствами», потому и оказался в Снежинске. В 1973 г. закончил Свердловскую Высшую партийную школу с правом работы преподавателем гуманитарных дисциплин.
  • Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило? Что Вам дал институт и чего не дал, а нужно было бы?
  • Институт дал мне возможность реализовать свои знания в гуманитарной сфере, накапливаемые долгие годы. Это самое важное, как и то, что он дал мне возможность работы с молодёжью — самой разной по способностям, с интересом к учёбе, включающим «вредность» в смысле желания в чем-то «подловить» меня. Институт дал мне возможность жить интересно.
  • Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской жизни, существенно поменявшие Ваше миропонимание?
  • Запоминающихся эпизодов полна вся моя жизнь; в том числе в институте, но ни один из них не повлиял на моё миропонимание или мировоззрение. Миропонимание строится на знаниях, а не на вере. «Эпизоды» лишь картинки.
  • Каковы Ваши наиболее яркие воспоминания об учебе (работе) в институте?
  • Когда учился — экзамены, конечно. И, конечно, участие во всемирном фестивале молодёжи в Москве в 1957 г., в соревнованиях на первенстве СССР по вольной борьбе среди вузов в 1959 г., а также другие воспоминания. Много чего было.
  • Кого из преподавателей, сотрудников института вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?
  • Вспоминаю всех, с кем работал (по случаю, а не так, чтобы всегда). Благодарен всем за доброе расположение, за интересную совместную работу, за то, что долгие годы каждый в разное время был частью моей жизни.
  • Каким образом техническое образование помогает Вам в реальной жизни?
  • Очень помогает поныне. У меня, преподавателя гуманитарных дисциплин в сугубо техническом вузе нет комплекса неполноценности, чувства, что я из другой сферы жизни, которой недоступно знание инженерного мира.
  • Какими качествами должен обладать выпускник института, чтобы успешно найти свое место в этом мире?
  • Всегда быть любопытным, твердо знающим, что то, чего он достиг сегодня — завтра уже устарело, ушло в прошлое. Нужно всё время лезть в гору, но не по спинам товарищей, сотрудников. И жить так, чтобы ты мог прямо посмотреть в глаза каждому.
  • На какие возможности, существующие в нашем институте, стоит обратить внимание студентам?
  • Преподаватели дают усредненные знания, закладывают лишь основные алгоритмы. Нужно иметь собственную программу учёбы, как, например, делает Никита Дворецкий, и многие другие, которые учились и учатся сейчас.
  • Что бы Вы пожелали преподавателям и сотрудникам института?
  • Счастья и здоровья, чтобы им было хорошо в семье и на работе.
  • Что бы Вы пожелали нынешним студентам?
  • Того же, чтобы им повезло в семье и в работе, чтобы на работе им достался руководитель, не боящийся конкуренции с их стороны и ценящий их за работу, а не за умение подстроиться. А в семье, чтобы они любили и были любимы.
  • Что бы вы пожелали СФТИ НИЯУ МИФИ на ближайшие годы?
  • Быть необходимым городу и ВНИИТФ.

Интервью с Емельяновым Борисом Михайловичем

  • В какие Годы вы работали в нашем институте?
  • Я приехал в город в 60м году. И сразу, так получилось, что меня назначили старшим преподавателем, должности просто преподавателя тогда не было, именно «старший». Это было вечернее отделение Института, который был в Арзамасе-16, как бы филиал того отделения, и только позднее институт стал самостоятельным.
    С 60 по 63 год я работал старшим преподавателем. Поскольку специальность у меня была инженер-механик, я закончил Горьковский политехнический институт, сейчас он называется по-другому. Я читал лекции и проводил занятия по курсам «Теория резания металлов» и «технология машиностроения». Больше я читал режущие инструменты, а в начале так получилось, преподаватель, который здесь был уже, Фёдоров Александр Сергеевич, отказался от преподавания технического черчения, и мне, к моему большому неудовольствию, пришлось сначала преподавать техническое черчение, а любимые предметы были потом, три года я работал и, может, работал бы и дальше, мне в общем — то уже начало нравиться, много интересного было, период становления, дружелюбные люди, но меня переманил 2-й завод, а почему?
  • Меня попросили, через студентов с завода, которые у меня учились, прочитать несколько лекций для технологов и конструкторов с завода, и главный инженер завода Захаров Юрий Петрович приехал, переговорил со мной. Я прочитал одну лекцию, потом вторую, а позже он приехал и сказал «Ну чего ты будешь прозябать, в институте у тебя нет перспектив, ничего нет, базы нет, основы для исследовательской работы нет, а у нас это есть, мы это тебе обеспечим, переходи». Я ломал-ломал голову, пришёл к директору сказал, что ухожу. Он сказал: «ну остановить я тебя не могу, три года ты уже отработал», а тогда выпускник вуза должен был по закону отработать три года, а дальше мог решать сам.
    Директор института тогда был Тютерев Игорь Павлович, очень интересный человек, он уговорил меня остаться почасовиком, преподавать теорию резания металлов и металлорежущие инструменты. Так прошло ещё семь лет. Итого я проработал в институте десять лет.
    В этом периоде есть одна очень существенная деталь для меня: совершенно неожиданно в 62 году, директор института мне сказал, это был Андреев Вениамин Петрович, газодинамик из 4го сектора, но его уговорили возглавить институт, по сути, штатным директором был именно он. Он сказал, что мы организуем кафедру машиностроения и приборостроения, и единственный кандидат на должность заведующего это ты, больше некого. И вот я со страхом, неопределённым настроением взялся за это дело. И потом я уже заведовал кафедрой, уже после того как уехал на завод, до 67 года, когда здесь появился Куликовских, кандидат технических наук, вот он и освободил меня от этой должности. Этот период был очень интересным.

    Всех ярких моментов не перечислить.
    Один момент я, пожалуй, расскажу. Поскольку главной задачей было обустроить лабораторию резания металлов, а оснащения современного тогда не удавалось сразу найти, помогало основное предприятие, лишних станков не было более-менее новых, в общем, выдали не самые новые, плюс режущий инструмент и прочее. И вот уже когда я был на заводе, в 65 году, мне выпала командировка в институт сверхтвёрдых материалов в Киеве, там директором был знаменитый Бакуль (его именем назван позже этот институт). Этот институт, первый в СССР разработал отработанную технологию производства синтетических алмазов, технического характера, они не годились для ювелирных изделий.
    И вот когда я приехал, я увидел огромное конструкторское бюро, мне выдали гида для экскурсии по институту. Вдруг я увидел на стене стенд, уникальный, на мой взгляд, большой, «применение режущих инструментов с напылением технических алмазов» и у меня сразу мысль: как бы приобрести этот стенд, это же очень интересно, ну мне сказали «нет, он у нас единственный, как экспонат, вот гостям рассказываем». Я приехал, рассказал Тютереву и Филоничу Валерию Степановичу, директору по учебной части, и втроём мы сидим, голову ломаем. Вдруг у меня возникла сумасбродная идея: давайте напишем в ЦК компартии Украины, объясним нашу обстановку, что вот мы начинаем поднимать всё это, вуз очень важный в будущем, и как бы нам приобрести у вас такой стенд . Коллеги колебались, но неожиданно сказали «а, давай, попробуем». Проходит 1,5 месяца, приходит стенд в упаковке, похоже, этот самый, который у них висел, со стены сняли. И письмо, в котором написано: «Ну как же так, ну почему вы к нам не обратились, а сразу через голову, в ЦК», ну, мы подумали: «ну, это они так говорят, ничего бы они не прислали, ничего переживут». И вот этот стенд долго тут был, как самый уникальный и необычный экспонат, музейного толка.


  • Какие у вас самые яркие воспоминания о работе в институте?
  • Знаете, вот для меня это здание отзывается теплотой на душе, это как дом родной, хотя начинал я работать не в этом здании. Его ввели в эксплуатацию в конце 62 года, построили за 1 год, по проекту индустриального техникума. И начинал я в здании 119 школы, интересного было много, когда я приехал сюда 3 августа 1960 года, чтобы познакомиться, что ли. Первым человеком, которого я встретил, был Овчинников Владимир Михайлович, он вёл лабораторию общей физики, единственную существовавшую тогда. Предмет он знал отлично, был общительным человеком, доброй души, всё показал, всё рассказал, а позже, когда я начинал работать, он во всём помогал.
    Вот это впечатление у меня о нём осталось. Позже приехали ещё несколько преподавателей. Когда я приехал, штатных было всего четыре, остальные привлекались с предприятия, а у них свои заботы и командировки, и поэтому институт криком кричал, что нужны преподаватели. И вот меня в Москве в управлении кадров учебных заведений полдня давили, чтобы я дал согласие приехать сюда именно преподавать. В памяти осталось ещё много молодых преподавателей. В то время половина городского населения была молодёжь в возрасте до 25 лет. В основном отбирали молодых. Васильев, директор объекта, ему было лет 50, говорил «я тут самый главный старик». Все с кем мне доводилось работать, многие остались в памяти. А самое главное, мне было интересно читать эти курсы. И интересно как воспринимают меня студенты. Как я определял? Ну, каждый преподаватель скажет, что иногда не получается, вроде бы готовился, даже может очень тщательно, но что-то не так пошло. Однажды был случай, что было совсем некогда готовиться, как — то впопыхах, бегом, футбол я смотрел, там драка была, в Чехии, Спартак-Трнава, была такая команда, хотел досмотреть до конца эту драку. И лекция оказалась удивительной, на подъёме, и всем интересно. Обычно я выбираю в аудитории одного, двух, трёх студентов, и смотрю им периодически в глаза. Глаза горят – значит, то, что надо, а если нет, значит, — стоп, надо думать, что не так. Помогало мне в этом одно пособие, автор Киреев, я, правда, поздно узнал о нём. Оно называлось как то «лекции в вузе», там приводилась цитата Менделеева, «каждая лекция должна быть лаконична, и раскрывать предмет конкретно, лаконично, но интересно, она не должна напоминать очаг, заваленный дровами, если слишком много дров — «фактов» положить, то огонь тухнет». И другие подобные интереснейшие мысли.
    Студенты все разные, а это были вечерники, у них забот хватало, а были ещё ребята, которые ездили на испытания образцов ядерного оружия на полигон. Тем не менее, несмотря на то что они пропадали на несколько месяцев, я не знал, как они будут выкручиваться, но выкручивались за счёт самоотверженности и желания получить образование. Не диплом, а именно образование, которое нужно было для работы. И некоторые мои студенты потом занимали высокие должности на втором заводе. Это приятно, когда пользу приносишь.
  • Были ли какие — то возможности заняться, например, карьерой в институте? И насколько они реализовались?
  • Вот если заняться как бы для себя, тут не было никаких возможностей, и перспектив не было, и Тютерев меня, конечно, сразу отпустил. На заводе, ну, это отдельная история, там были возможности. Но ситуация упёрлась в то, что именно Захаров, который мне гарантировал создание условий для написания диссертации, как раз он, из-за своей нерешительности, ничего не сделал для того, чтобы в одном помещении поставить станок на дистанционном управлении для опытов на определение оптимальных режимов резания при обработке взрывчатки. Необходимость была в этом однозначно, всё получали тогда на опыте.
    В качестве резцов использовался сплав Бериллиевой Бронзы, такой резец менее интенсивно изнашивался.
    Ну, я пошёл к директору, Смирнов Николай Александрович, с 55 года он здесь, ещё с Арзамаса приехал, знал всё в технологии, знал всех рабочих по имени — отчеству. Я к нему пришёл, решил, что не могу больше. Он говорит: «знаете, Захаров был тогда за директора, когда вы к нему обратились, он вполне мог это решить, там ничего сложного не было, и я вам расскажу сейчас анекдот по этой теме. «Вот в одном помещении собрались однажды мыши, в подвале где-то, и провели собрание. Что делать? Завёлся кот, житья нет. Обсуждали долго, очень бурно, все активно участвовали в обсуждении, решили повесить коту на хвост колокольчик. Как бы кот не пытался тихо напасть, колокольчик зазвенит, и мы все разбегаемся. Все – «за», единогласно. Возник вдруг второй вопрос: а кто будет вешать?» Ну, я говорю: «Понятно, спасибо, Николай Александрович, всё мне ясно». Позже я проводил работу с другим материалом, в целом провёл 13 работ, как это ни странно. Честно скажу, некоторые вещи мне удалось решить, такие, которых до меня никто не мог решить, и эта технология потом была применена на предприятии. Но работа, целью которой, было определение предельных режимов резания и оптимальной геометрии резцов, чем быстрее и безопаснее обработаешь взрывчатку, тем больше экономия времени. Когда я стал выяснять, сдал Английский и Философию на отлично. Кстати, философию я очень любил, её тогда читал Школьников Сергей Алексеевич, кандидат философских наук, в Университете Марксизма-Ленинизма при горкоме партии, уникальный лектор, он читал кроме обычного курса ещё и Историю философии, в вузе у нас такого предмета не было, и много мы узнали. В общем, когда я уже был готов писать диссертацию, материал был, именно по этой теме сдавать кандидатский минимум последний, выяснилось, что нигде у меня его принять не смогут. Я как раз оказался тем человеком, кроме которого никто этим больше не занимался во всей отрасли. Ну, и с большим сожалением пришлось от этого отказаться, но, в принципе, это не главное.
  • Каким образом техническое образование помогает Вам в реальной жизни, например в данный момент?
  • На данный момент никаким образом, кроме каких-нибудь домашних дел, гаражных дел. Конечно, поскольку я работал технологом, и в этом смысле мне повезло, потому что все друзья, которые со мной учились в Горьковском политехническом, они в конструкторы пошли, мне повезло, что я туда не пошёл. Не было к этому данных. Вот один из друзей, Виктор Дедюшин, он обладал таким пространственным мышлением, воображением, он шахматист, создатель всякого рода этюдов шахматных, публиковался в Югославском журнале. Он конструктор, он всё видел, когда начиналась начертательная геометрия, очень сложный для многих курс, он давал решение у доски такое, какого не знал преподаватель, а Дедюшин сразу придумывал.
    Я — технолог, по качествам, по способностям, и в этом смысле в период работы на заводе, эти заложенные данные помогли, легко было решать нетривиальные задачи.
    Мне помогало ещё то, что эту склонность я определил в техникуме в Сталинграде, где у нас были отличные преподаватели, и отличная учебная мастерская, вывезенная из Германии в 45 году, с плакатами красочными, 30 с лишним станков, в Горьковском институте такого не было. Была только теория, а практика заводская, но это не совсем то. Поэтому в техникуме я получил специальность токаря 4го разряда, у меня к этому были приложены навыки, и мозги, по — видимому.
  • Какими вы видите нынешних выпускников? И как считаете, что им нужно уметь, чтобы найти своё место в мире?
  • Ну, знаете, вопрос часто задаваемый, думаю многим, вроде понятный, но, к сожалению, оригинально на него, я думаю, никто не ответит. Исходя из своего опыта и наблюдений, того, что делалось на производстве, среди физиков — технологов, руководителей.. Самое главное — нужно обладать глубокими знаниями, конечно, знать всё досконально невозможно, особенно сейчас, когда техника и наука изменяются такими всё нарастающими темпами. Потому второе пожелание, нужно стремиться к универсальности образования, образованности, науки сейчас пересекаются неожиданно, здесь-то и рождаются новые мысли и идеи.
    Но кто до этого додумается? Тот, у кого эрудиция общая богатая, и на её основании выработан творческий подход, без этого не получится – будешь исполнителем.
    Ну, и, конечно, исполнительность. Моё детство прошло с Матерью, отец ушёл в 44м году, и мать отличалась исключительной ответственностью, она не занимала высоких должностей, но её ответственность передалась мне. Поэтому я очень не уважаю таких людей, с которыми мы договорились, и они сказали «да», а не сделали, и потом легко говорят «а слушай, я подзабыл», до трёх раз я могу ещё проверить, но если после третьего раза это продолжается, для меня это уже не человек, не «мужчина», хотя относится это и к женщинам. Но мужчина должен быть всегда ответственным, надёжным.
    И когда я говорю об эрудиции, я говорю не только про техническую область, а эрудиция должна охватывать область культуры искусства, возможно в большей степени это относится к литературе, особенно классической она даёт то, что не даст никто и никогда, разве что только общение с умнейшими и интереснейшими людьми. У меня уже привычка такая, перед сном каждый вечер 20-30 минут я читаю. Вроде бы всё уже сделано, но я всё ещё нахожу что-то новое. У меня свои взгляды. Например, за рубежом Достоевский чуть ли не номер 1. Но для меня это — не мой писатель. Все основные книги его основаны на психологической сфере, и описания сделаны гениально. Вот Толстой универсален, у него всё, и негатив, и позитив, захватываются такие чувства. У него жизнь там кипит, натуральная естественная, со всеми нюансами, с её плюсами и минусами, минором и мажором. А у Достоевского сплошной минор, и вот это вот тёмное, у него на первом плане. И всё же без литературы, музыки, некоторые идеи могут и не возникнуть. Работа мозга, как мне представляется, лучше всего передаётся метафорой гигантского оркестра, как передаются сигналы, и как они откладываются на потом, но звучит там такая мощь и скорость передачи информации, ведь человек догадывается сразу практически иногда. А машине нужно написать программу для этого.
  • Чтобы вы пожелали студентам, преподавателям и сотрудникам института, и институту в целом.
  • Ну, самого доброго, что я под этим подразумеваю? Преподавателям — чтобы были классными преподавателями, чтобы работали над собой постоянно; студентам надо не бояться, не лениться, если тебе эта специальность нравится, надо постоянно работать, уважать преподавателей и брать от них по максимуму.
    Институту, я не могу ничего пожелать, так как деталей жизни института я сейчас не знаю, но предприятие немногим раньше относилось настороженно к выпускникам, а сейчас студентов готовят. Но последнее время СФТИ стал более значимым для основного предприятия, и я за институт рад. Главное — это успевать за инновациями, повышать планку и в курсах, и в оборудовании, я б пожелал соответствовать времени. Вот так я понимаю — всего доброго.

Интервью с Зуевым Юрием Семеновичем

  • В какие годы Вы учились (работали)в нашем институте?
  • Годы учебы в МИФИ №6 в 1959-1965 гг. (шесть лет). Затем неоднократно – на курсах повышения квалификации, подготовки к сдаче экзаменов кандидатского минимума.

  • Кем и в какой должности Вы трудились? И трудитесь сейчас? (если работали)
  • С 1958 по 2005 г работал во ВНИИТФ: лаборантом, техником, научным сотрудником, ведущим научным сотрудником. Сейчас заведующий кафедрой Технической механики, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры. Работаю с 2006 г по настоящее время – штатный преподаватель.
  • По какой специальности Вы получали образование?
  • По специальности «Динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры»
  • Что оказалось самым ценным и чего, на Ваш взгляд, не хватило? Что Вам дал институт и чего не дал, а нужно было бы?
  • Самое ценное – навык учиться всю жизнь! Интерес к науке и технике, перешедший затем в увлечение решением научных и технических проблем. В те годы шло становление молодого научно-исследовательского центра. В помощь научного обогащения предприятия был создан филиал вечернего отделения №6 МИФИ. Продолжительность обучения была шесть лет, включая последние полгода, которые отводились на преддипломную практику, подготовку дипломного проекта и его защиту. Практика, выполнение дипломного проекта и защита проекта проводились по месту работы. Институт дал мне возможность реализовать свои знания в технической сфере, накапливаемые долгие годы. Это самое важное, как и то, что он дал мне возможность работы с научно-исследовательским коллективом в разных сферах исследований. Институт дал мне возможность жить интересно.

  • Были ли запоминающиеся эпизоды в вузовской жизни, существенно поменявшие Ваше миропонимание?
  • Институт помогал сплотиться с молодежью всего города, участвуя в городской спортивной жизни. Через ДОСААФ открывалась широкая возможность участия в соревнованиях по подводной охоте во всероссийском масштабе: города Владивосток, Находка, Новороссийск, Махачкала, Душанбе и другие. Активно поддерживал соревнования по подводным видам спорта судья всесоюзной категории, председатель секции подводного спорта в СССР, первый директор филиала вечернего отделения №4 МИФИ, Хисамутдинов Вильям Ризатдинович.
  • Каковы Ваши наиболее яркие воспоминания об учебе (работе) в институте?
  • Поучительно вспомнить, как я поступал в институт. Конкурс был большой, желающих много: 5-6 человек на место, а мест для учебы в школе №119 мало — из шести классных комнат всего три были выделены для аудиторных занятий. Председатель приемной комиссии, исполняющий обязанности директора филиала вечернего отделения №4 МИФИ, Хисамутдинов Вильям Ризатдинович, вел жесткий отбор претендентов. После строгого собеседования со мной на вступительном экзамене по математике он дал добро на учебу в институте. Поэтому, став преподавателем, на экзаменах всегда оцениваю истинные знания студентов.
  • Кого из преподавателей, сотрудников института вспоминаете теперь?
  • В 1960 году директором филиала назначается один из сотрудников предприятия к. ф-м. н. Андреев В.П., высококвалифицированный специалист. С его назначением и благодаря выпускникам Ленинградского политехнического института, сотрудникам предприятия, Николенко Г.И., Борковскому Р.И. была открыта кафедра общетехнических дисциплин по специальностям «Динамика и прочность машин, приборов и аппаратуры», «Аэродинамика летательных аппаратов», на которую я без раздумий перешел, в чем мне очень повезло.
  • Благодарны ли кому-то и за что?
  • Благодарен и признателен всем своим учителям и преподавателям. Вспоминаю всех, с кем работал. Благодарен всем за доброе расположение, за интересную совместную работу, за то, что долгие годы каждый в разное время был частью моей жизни.
  • Каким образом техническое образование помогает Вам в реальной жизни?
  • Хотелось бы вспомнить слова А.И.Герцена «В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица. Ни порывы, ни фантазии, ни стремление всем сердцем не заменит труда». Тех. образование приземляет от полетов и каких-то несбыточных мечтаний.
  • Какими качествами должен обладать выпускник института, чтобы успешно найти свое место в этом мире?
  • «Идите, идите вперед, уверенность придет к вам позже» (Д Аламбер). «Механика есть рай математических наук, посредством нее достигают математического плода» (Леонардо да Винчи). «Сначала это покажется сложным, но сначала все сложно» (Мусаши)
  • Что бы Вы пожелали преподавателям и сотрудникам института?
  • Желаю преподавателям и сотрудникам института крепкого здоровья и творческого долголетия, чтобы им было хорошо в семье и на работе.
  • Что бы Вы пожелали нынешним студентам?
  • Учиться, учиться! «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы: но потому, что они вещи не входят в круг наших понятий» (Кузьма Прутков). «Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя не любить, ни ненавидеть, если сначала ее не понять» (Леонардо да Винчи).
  • Что бы вы пожелали СФТИ НИЯУ МИФИ на ближайшие годы?
  • Чтобы наш институт соответствовал тем требованиям, которые сейчас предъявляются вузам. Чтобы наши выпускники были востребованы на любом предприятии и прежде всего в Росатоме. Оснастить лаборатории современной техникой и программным обеспечением.

Интервью с Лукиным Александром Васильевичем

  • В какие годы Вы учились (работали (-те)) в СФТИ НИЯУ МИФИ?
  • Учился в головном вузе НИЯУ МИФИ до 1973 года. В СФТИ НИЯУ МИФИ я работаю примерно с 1994 года и одно время был заведующим кафедрой экспериментальной ядерной физики.

  • Кем и в какой должности Вы трудились? И трудитесь сейчас?
  • С 1972 г. и до настоящего времени я работаю в РФЯЦ-ВНИИТФ, я прошел путь от лаборанта-дипломника до главного научного сотрудника. С 1994 года параллельно основной работе начал работать в СФТИ НИЯУ МИФИ, преподаю нейтронную физику студентам специальности “Ядерные физика и технологии”.
  • По какой специальности Вы получали образование?
  • В дипломе у меня стоит специальность “Дозиметрия и защита”, но на самом деле я заканчивал теоретическую группу по направлению “Взаимодействие физики ионизирующих излучений с веществом”. В дополнении могу сказать, что имею несколько других дипломов и аттестатов, это кандидатская диссертация, докторская диссертация, аттестат старшего научного сотрудника по направлению “Теоретическая физика”, а также аттестат профессора по направлению “Экспериментальная ядерная физика”.
  • Каковы Ваши наиболее яркие воспоминания об учебе (работе) в институте?
  • В 90-е годы была очень большая нагрузка, примерно 15 часов в неделю, при том условии, что у меня была еще и основная работа в РФЯЦ-ВНИИТФ. Это было не просто.

  • Кого из преподавателей, сотрудников института вспоминаете теперь? Благодарны ли кому-то и за что?
  • У меня нет нужды вспоминать кого-то из сотрудников или преподавателей СФТИ НИЯУ МИФИ. Пришел, позанимался со студентами свои 2 часа и ушел, все-таки работа в РФЯЦ-ВНИИТФ важнее. Благодарен я предыдущему ректору СФТИ Сковпеню В.М., именно он сподвиг меня на получение ученого звания профессора.

  • Каким образом техническое образование помогает Вам в реальной жизни?
  • Наличие технического образования заставляет всё, что говорится с экранов, трибун и прочего, просеивать через «сито», т.е. помогает отсеивать пустые слова, от тех слов, под которыми есть обоснования. Обоснования — это цифры, некие логические построения. И если идут одни логические построения без цифр в начале и в конце то, как правило, это ложь, а в нынешнее время ложь сплошь и рядом.

  • Какими качествами должен обладать выпускник института, чтобы успешно найти свое место в этом мире?
  • Само собой человек должен быть настойчивым и целеустремленным. Он должен серьезно поработать в течение периода обучения и серьезно относиться к тем требованиям, которые предъявляет ему жизнь и работодатель.

  • На какие возможности, существующие в нашем институте, стоит обратить внимание студентам?
  • Студентам нужно обратить внимание на своё отношение к труду.

  • Что бы Вы пожелали преподавателям и сотрудникам института?
  • Нормальной жизни и отсутствия «катаклизмов».

  • Что бы Вы пожелали нынешним студентам?
  • Того же, чтобы им повезло в семье и в работе, чтобы на работе им достался руководитель, не боящийся конкуренции с их стороны и ценящий их за работу, а не за умение подстроиться. А в семье, чтобы они любили и были любимы.

  • Что бы вы пожелали СФТИ НИЯУ МИФИ на ближайшие годы?

Основная проблема нашего вуза в ограниченности базы потенциальных студентов. Мало людей знают о СФТИ. И, пожалуй, можно пожелать большего роста популярности ВУЗа среди ос

Интервью с Юрием Петровичем Марфенковым

  • В какие годы вы учились в нашем институте?
  • Я учился в Московском инженерном институте, закончил я институт в 1965 году, после этого я работал в Казани, потом учился в очной аспирантуре Московского инженерно-физического института, в 1972 году после окончания аспирантуры и защиты диссертации я был направлен на работу в МИФИ-6. С тех пор здесь и работаю.

  • Кем и в какой должности вы трудились и трудитесь сейчас?
  • Я трудился в должности доцента, более 30 лет был заведующим кафедрой и сейчас я доцент.
  • По какой специальности вы получали образование?
  • Ядерная физика и технологии. Диплом: «Получение и применение изотопов»

  • Что вам дал институт и чего не дал? Что бы вам хотелось увидеть в институте? Чего здесь не хватает?
  • Я много был в Московском «головном» институте, я там работал и аспирантом был. Это моя Альма-матер. Здесь я пытался внедрить то, чего здесь не было. Создавал кафедру, собирал оборудование, все это лежало на мне. В настоящее время я считаю, что у нас большой недостаток в оборудовании, что касается кафедры физики, но она сейчас уже стала не основной, но тем не менее. Также еще не достает вспомогательного персонала.

  • Какие запоминающиеся эпизоды были в вузовской жизни, которые поменяли ваше мировоззрение?
  • Мировоззрение у меня не поменялось. Но студенческие годы сами по себе самые прекрасные. Что касается нашего института, то коллектив, в который я попал, был очень дружный, по сути одна семья. У нас были совместные мероприятия, мы вместе отмечали праздники. Занимались по интересам. Кто-то увлекался охотой, кто-то рыбалкой, кто-то спортом, кто-то выступал. Я побывал везде. И у меня остались самые теплые воспоминания о том времени, когда у нас был такой дружный коллектив.

  • Какие наиболее яркие воспоминания о работе в институте?
  • Что касается работы, то все дни были одинаковы. А яркие события это совместные спортивные мероприятия, походы.

  • Кто вам наиболее запомнился из сотрудников и работников института?
  • Я пришел сюда, когда заведующим кафедрой был Виктор Алексеевич Молчанов. И в ближайшее время я его сменил на этом посту. Были очень хорошие коллеги: Татьяна Гавриловна Смолюк, Владимир Михайлович Овчинников, Кирпичов Валерий Федорович, Румянцева Маргарита Филипповна, Студеникина Алла Ивановна. Фамилий много и все они очень интересны по своему, мне просто повезло с ними работать.

  • Кому вы наиболее благодарны из тех людей, с которыми вам удалось познакомиться за это время? Возможно, они вам помогли в своей работе, чему-то научили.
  • Я думаю Николай Михайлович Тарасов, бывший наш директор. Остальные кого я перечислил, все оставили свой след хороший.

  • Вы получали техническое образование, помогает ли оно как-то вам в жизни? Возможно где-то в быту, может где-то еще.
  • Я инженер-физик по образованию. Физик экспериментатор. Моя диссертационная работа физика радиоактивных излучений. Где мне в быту поможет физика радиоактивных излучений? По крайней мере, я грамотно воспринимаю все те вещи, которые связаны с радиацией, дозиметрией. Это конечно помогает. Ну а то, что инженер — физик, то у нас были великолепные лабораторные практикумы. Стеклодувное дело, штамповка, в «головном» МИФИ… Мы все это проходили, делали руками, это мне очень помогло. Мне особенно нравилось стеклодувное дело.

  • Какими качествами должен обладать выпускник института, на что стоит обратить внимание, студентам, которые обучаются?
  • Я рекомендую быть любознательными и всем интересоваться. Не только тем, что интеграл надо какой-то брать, хотя это тоже нужно. А быть более разносторонним. Хотелось бы, чтобы каждый нашел свое любимое дело. Кто-то увлекается спортом, кто-то рисованием, кто-то музыкой, кто-то живописью. То есть надо шире смотреть на мир.

  • На какие возможности, которые есть в институте, вы рекомендовали бы обратить внимание студентам?
  • Во- первых, надо быть заинтересованным, даже когда некоторые вещи могут не нравиться тебе, но ты знаешь что это понадобится. Допустим, та же самая физика, математика. Многие из вас не будут работать по физике и по математике тоже. То есть жизнь она так бросает в разные стороны, что ого-го. Просто надо смотреть во все стороны. Вот из моих коллег никто не работает по специальности, но, может, я вначале работал, а теперь я преподаю. Я инженер — физик, но занимаюсь преподаванием. Правда, уже втянулся, куда денешься.

  • То есть нужно смотреть, по вашему мнению, шире? То есть быть довольно разносторонним?
  • Совершенно верно. Ни от чего не отказываться, всем интересоваться. У каждого человека есть свои пристрастия. Если они есть, то развивайте их.

  • Что бы вы хотели пожелать преподавателям и сотрудникам института?
  • Здоровья.

  • Что бы вы пожелали студентам?
  • Здоровья, чтобы были мотивированными и заинтересованными в учебе. А — то вот некоторые сидят просто так отбывают наказание. Ну, зачем? Шли бы сразу куда-то там работать. И для них — то это будет приятнее и для остальных тоже. Если не нравится учеба, значит, не надо учиться. Есть столько интересных дел.

  • Что бы вы пожелали СФТИ на ближайшие годы?
  • Когда-то я участвовал в создании кафедры ядерной физики. Вот сейчас там заведующий кафедрой Хмельницкий. А на раннем этапе это на мне лежало. Потом очень активно ее создавали: Волошин Николай Павлович, Геннадий Алексеевич Иванов. Но сейчас мы от этого отходим. Видимо, это определенный запрос ВНИИТФ. Там, видимо, другие направления. Я не могу что-то рекомендовать по другим кафедрам, им там виднее. А мне бы хотелось, чтобы это было более полно, насыщенно и чтобы в этом было заинтересовано головное предприятие. Потому что без этого мы не сможем что-то сделать. Как мне кажется, отношения между головным вузом и дочерними не совсем правильные, не совсем удачные, раньше было лучше, мы постоянно общались с отделениями. Мы ездили к ним, они к нам, была очень активная связь. Сейчас она прервалась. Я могу, конечно, кому-то позвонить. Но непосредственно рабочих контактов уже нет. А раньше они знали, что делается у меня, я знал, что делается у них, как заведующие кафедрами. Мы работали сообща, помогали друг другу. Обменивались методическими пособиями.