О работе педагога-психолога и социально-психологической поддержке

О работе педагога-психолога и социально-психологической поддержке

В жизни любого из нас могут произойти кризисные ситуации, когда остро необходима психологическая помощь и поддержка, которую может оказать только профессиональный психолог

В СФТИ НИЯУ МИФИ существует такая возможность. Вы можете задать любой интересующий вопрос нашему педагогу-психологу Заякиной Наталье Евгеньевне.

Психолог поможет Вам проанализировать ситуацию, вызывающую затруднения, разработать алгоритм решения проблемы.

Вопросы, по которым можно и нужно проконсультироваться с психологом:

— адаптация;

— профориентация (самоопределение);

— проблемы коммуникативного характера 

— проблемы с учебой;

— суицидальные мысли;

— депрессивные состояния;

— повышенная тревожность;

— индивидуальные особенности и проблемы и т.д. и т.п.

Жду вас с понедельника по среду с 9:00 до 15:00 в аудитории Л-122

Разрешите представиться!

Здравствуйте!

Разрешите представиться – Заякина Наталья Евгеньевна, педагог-психолог.

Хочу кратко обозначить, что делает педагог-психолог в колледже и вузе, с кем работает, по каким вопросам ко мне можно обращаться.

Итак, по порядку. Первое - что делает психолог?

  • беседует, консультирует обратившихся к нему людей по тревожащему, волнующему вопросу. Это может быть одна или несколько встреч (по договоренности).
  • проводит психологическую диагностику в группах и индивидуально;
  • выступает с просветительскими лекциями, докладами, сообщениями;
  • участвует в подготовке и проведении воспитательных событий и мероприятий совместно со студентами и другими специалистами;
  • проводит семинары-тренинги, практически занятия, мастер-классы и др.
  • читает ряд профильных дисциплин.

Так или иначе, мы с вами встретимся и поработаем:)

Это, пожалуй, основное.

Кто составляет целевую аудиторию педагога-психолога? Студенты, их родители, преподаватели.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к педагогу - психологу:

  • учебные трудности и трудности контактов с преподавателями;
  • взаимоотношения в группе;
  • осознанный выбор жизненного пути;
  • проблемы общения в семье, трудности контакта с родителями;
  • повышенная раздражительность или стресс;
  • и пр. – то, что вас беспокоит и волнует.

Что вам надо знать при обращении к психологу?

Психолог – это специалист, имеющий высшее профессиональное образование в сфере психологии и опыт практической работы. Он не маг, не гуру и не подружка. Это специалист, который поможет вам собраться с мыслями, прояснить сложившуюся ситуацию, разобраться в ваших собственных чувствах и эмоциях, поискать пути разрешения трудностей, принять самостоятельное решение. Вопросы психолог задает не из любопытства, а с целью придать направление вашим рассуждениям.

Результат нашей совместной работы будет зависеть от наших общих усилий, но право принять самому решение остается всегда за вами!

Что ещё? Психолог – это человек, которое всё время встречи посвятит только вам, исключительно вам со всем вниманием и уважением:) А «уважать человека – значит быть заинтересованным в том, чтобы он развивался по своему собственному пути.» (Эрих Фромм)

В заключение я хочу пожелать нам продуктивного успешного учебного года с его буднями и праздниками, насыщенными радостью от освоения нового и преодоления трудностей. «Все, что должно произойти, обязательно случится. В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.» (Луиза Хей)

Всего доброго!

В адрес первокурсников и не только

Поговорим об особенностях студенческой жизни в самом её начале и не только. Давайте не будем спешить и остановимся на разных её аспектах. Что беспокоит студентов и особенно первокурсников, какие непривычные или трудные ситуации их ожидают?

Прежде всего, это проблема адаптации в студенческом коллективе: надо установить нормальные доброжелательные взаимоотношения с одногруппниками. Это особенно актуально для первокурсников. Каждому человеку важно быть принятым, уважаемым, услышанным другими людьми. Важно занимать свое собственное место в социуме. Конечно, есть опасение не найти подходящего человека для дружеского или романтического общения. Возможно, есть страх того, что тебя не примут, будут избегать или сторониться. Пока еще не совсем понятно, как правильно себя вести, как себя показать, чтобы занять это свое достойное место в коллективе, как соотнести свои представления с мнением и ожиданием окружающих людей.

Но есть и плюс! А именно: поступление в колледж или университет - это возможность начать ‘с чистого листа', заново выстроить свою жизнь в коллективе с точки зрения отношений и предъявления себя. Если в прошлом был негативный опыт, что-то не устраивало, то это хорошая возможность наверстать упущенное.

Чем раньше Вы изучите свое окружение, тем быстрее найдете единомышленников и друзей, поймете с кем и как можно выгодно взаимодействовать, позитивно общаться. Обязательно обменяйтесь контактами (номер телефона, социальные сети), так будет легче осваивать программу сообща: обмениваться семинарами и лекциями, выполнять самостоятельные работы, готовиться к экзаменам и зачетам и пр. – одним словом «грызть науку».

Ребята, в вашей жизни началась новая ступень социальных отношений, и, трудности преодолимы (это факт!). Но все это - трудности и их преодоление - вызывает часто негативные эмоции. Поэтому надо специально настраиваться на позитивный лад:) – и делать это регулярно: каждый понедельник, каждое утро:) Вам в помощь будут вот такие аффирмации на успешную учебу:

  • Я твёрдо верю, что справлюсь с любыми испытаниями.
  • Мне нравится учиться и получать от этого удовольствие.
  • Окружающие меня люди видят, что я всегда успешно выполняю учебные задания.

Благодаря этим простым установкам вы укрепляете уверенность в своих силах, в своих знаниях, в своём стремлении успешно учиться. Можешь творчески подойти к делу и придумать свои собственные!

Непривычные ситуации – это, прежде всего, приспособление к новой учебной деятельности, к иному отношению студентов и преподавателей, где отсутствует повседневный контроль педагогов, когда никто не бегает за тобой, не заставляет тебя учиться.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной учебной работы. Для этого рекомендуется ознакомиться и изучить учебный план и расписание занятий, оперативно реагировать на изменения в расписании, вовремя выполнять и сдавать самостоятельные работы, рефераты и пр.

И здесь надо себя оценить - насколько ты готов к самостоятельной работе, умеешь ли планировать и распределять своё время. Быть может тебе еще нужна организационная помощь родителей или кураторов. Значит её надо обговорить и принять.

Если говорить о мотивации к учебе, то для одних - это стимул к развитию, мотивация к освоению новых знаний и дисциплин, тогда как другие могут столкнуться с проблемой тяжелого усвоения учебного материала, трудностями в коммуникации, что может повлиять на их эмоциональное состояние и привести к общему упадку ресурса.

Как мотивировать себя на учёбу?

Под лежачий камень вода не течёт:) Проявляйте активность: старайтесь задавать на лекции вопросы, чем больше вы будете узнавать нового, тем лучше вы замотивируете себя на учебу. И не надо стесняться задавать вопросы профессору или преподавателю. Он вам ответит с радостью ведь человек, который задает вопросы, считается целеустремленным, нацеленным на результат. Отношения педагога со студентом индивидуальны. Как себя покажете, так и будут строиться отношения с лектором и экзаменатором.

А поэтому не торопитесь занимать места на последних партах! Вы пришли за знаниями, а непросто время провести. Ваша задача – стать хорошим специалистом, запастись интеллектуальным потенциалом. Старайтесь занимать оптимальные места для активной работы на занятиях: первые парты, ряды с хорошим обзором. Важно все видеть, слышать не переспрашивая, вникать в учебный материал, сотрудничать с преподавателем. Поверьте: это работает на 100%!

Теперь об учебных навыках. Будьте готовы к работе с большим объемом информации, притом доминировать будет научная литература. Если ваш навык осознанного чтения недостаточно хорош – может быть имеет смысл его укрепить?

Что ещё? Очень важно научиться правильно конспектировать. Надо составлять схемы, ментальные карты с разными интересными цитатами, использовать забавные рисунки, знаки на полях и так далее. Прислушивайтесь к рекомендациям преподавателей – и вы будете успешно продолжать обучение, зарабатывать достойную репутацию среди друзей и педагогов, добиваться успехов и пр.

После длительных каникул необходимо заново выстроить оптимальный режим учебного труда, тренировок и отдыха. Помогут простые советы:

Важно находить баланс между учебой и развлечениями, выполнением заданий и отдыхом. Порой первокурсники настолько ответственно подходят к учебе, что просто забывают об отдыхе – прогулках на свежем воздухе, интересах и хобби.

Высыпайтесь! (не менее 8 часов)

Питание должно быть правильным и регулярным, ешьте 3 раза в день.

Полноценный сон, правильное питание творят чудеса: укрепляют память и иммунитет, успокаивают нервную систему.

Старайтесь не терять здравый смысл, относитесь к своему здоровью ответственно.

Возьмите в союзники чувство юмора. Не преувеличивайте серьезность того, что с вами происходит. Вокруг нас много смешного, да и на себя полезно порой посмотреть с иронией.

Любое дело, которым приходится заниматься (и учебу в том числе), надо превращать в источник радости. Как давно уже поняли мудрецы, мало чего есть изначально приятного или неприятного, все зависит от отношения человека к своему делу. Без сомнения, есть смысл сформировать у себя положительное отношение к учебе, поверить, что это необходимое занятие можно сделать и приятным. Например, важно научиться примечать свои достижения и в полной мере радоваться им:))

Учеба выявляет наши способности, сильные и слабые стороны, она определяет, к какой деятельности мы склонны, а к какой – нет. Среди часто встречающихся страхов у обучающихся первого года (и, к сожалению, не только первого) - боязнь неправильного профессионального выбора, направления деятельности, адаптации к будущей профессии. К кому следует обратиться в этом случае? В учебно-методический отдел, к куратору, к психологу.

Далее. Многие первокурсники воспринимают себя уже взрослыми, окончившими школу, людьми. Они пытаются реализовать модели поведения, характерные для их представлений о взрослости. И вот на этом жизненном этапе возможны риски проявления деструктивного, асоциального поведения личности.

Что значит взрослый человек? Это тот, кто прогнозирует свои поступки и несет за них ответственность перед собой и другими людьми. Это человек, который отвечает за свои слова и действия, правильно оценивает ситуацию, умеет извлекать уроки из своего поведения в различных жизненных ситуациях. Взрослость вами приобретается в процессе обучения и профессиональной подготовки!

А ещё. Во время учёбы в колледже или университете закладываются типы социальной активности или пассивности, избегания или участия в мероприятиях, формирования и проявления организаторских и лидерских качеств. Э то возраст активного участия в работе молодёжных объединений, мероприятий, событий студенческой жизни.

Также стоит отметить проблемы и тревоги иногородних студентов, которые переехали на новое место учебы, изменили место жительства. Непросто сразу начать жить с незнакомыми людьми на небольшой территории общежития, где разные личные ценности, привычки, разница в отношении к своему личному пространству и пространству других (пример, как делить общую ванную, один холодильник, распределять содержимое полок, шкафов и пр.).

Резюмируем вышесказанное.

Уважаемый студент, почему тебе может быть просто необходима помощь и поддержка на этом этапе? Почему не стыдно, а необходимо за ней обращаться в случае необходимости? Да потому, что все, что мы делаем, связано с другими людьми. Мы добиваемся успеха не в одиночку. Просто это означает, что сотрудничество полезно! Это вполне нормальная идея:).

Поэтому студенту, в том числе первокурснику, может быть необходим нейтральный собеседник, помощник, доверитель. Это тот самый человек, который обсудит с ним проблемные ситуации, не осуждая его поведение, не укоряя в правильности или неправильности его взглядов. Это может быть специалист - психолог, куратор, или близкий друг, родной понимающий его человек.

Не ограничивай себя только занятиями, старайся узнать и сделать больше, принимай участие в студенческой веселой общественной жизни, увлекательной научно-исследовательской работе. Не бойся идти вперед! А друзья, кураторы, преподаватели и руководство института помогут всегда добрым советом и делом.

Желаем тебе здоровья, успехов, отличных оценок и удачных начинаний!

В заключение одна простая идея: каждый человек может сам строить и проживать свою хорошую жизнь!

Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи

 

28 февраля 2022 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на базе Психологического центра НИЯУ МИФИ организована горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи.

Обратиться за поддержкой можно по телефону 8-495-788-56-99 доб. 9777

Информация о действующих службах "Телефон доверия"

Номер телефона Наименование телефона доверия Вопросы, по которым может быть оказана помощь
1
8(800)-200-01-22 Детский телефон доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским номером «8 (800) 200-01-22» Экстренная консультативно-психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям по вопросам детско-родительских отношений, отношений ребенка со сверстниками, насилия в отношении ребенка, жестокого обращения с ребенком в семье и в среде сверстников и др.
2
8(800) 100-02-27 «Ребенок в опасности» Разрешение трудностей: конфликты в семье и школе, учебные и личные проблемы
3
8(800) 700-06-00 Всероссийский бесплатный телефон доверия Для женщин, подвергшихся домашнему насилию
4
8(800) 250-00-15 Линия помощи «Дети России Онлайн» Профилактика семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защита прав детей и укрепление семьи
5
8 (351) 772-43-13 8 (351) 772-43-33 Служба экстренной психологической помощи Горячая линия для людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации
6
8 (351) 72-07-80 Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» Отделение социально-психологической реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Горячая линия для людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации
7
8-800-302-33-39 8(351) 729-99-49 Круглосуточная служба психологической помощи и поддержки «Ты не один» Горячая линия для людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации
8
телефон доверия для взрослых 8 (351) 735-51-61 служба экстренного реагирования для женщин с детьми 8 (351) 735-51-53 МБУ СО «Кризисный центр» города Челябинска Горячая линия для людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации