В рамках деловой программы Х чемпионата профессионального мастерства Госкорпорации Росатом AtomSkills, прошедшего в Екатеринбурге 31 марта-04 апреля 2025 года, СФТИ НИЯУ МИФИ представил сразу несколько практик, демонстрирующих, как может работать связка «школа — вуз — бизнес» в интересах технологического развития отрасли и страны. Участие института охватило ключевые направления: от формирования инженерной идентичности у школьников до трансформации магистерских программ в интересах Росатома.
Впервые в рамках AtomSkills была организована выставка, посвящённая образовательным моделям и практикам, способствующим подготовке кадров нового поколения. СФТИ НИЯУ МИФИ презентовал кейс на тему: «Образование для технологического лидерства: от школы до бизнеса». С докладом выступили: начальник информационного центра СФТИ Наталья Певнева и преподаватель, научный сотрудник кафедры технологии машиностроения Александр Пильщиков.
В своём выступлении Наталья Певнева представила модель поэтапного формирования инженерной идентичности, в которой учащиеся проходят путь от осознания своей будущей роли до включения в профессиональное сообщество через практико-ориентированное обучение, наставничество и участие в реальных проектах. Внимание было уделено также разработанному в вузе «Конструктору проектной работы для инженерных классов Росатома», проекту-победителю акселератора социальных инициатив НИЯУ МИФИ и Росатома-2024, реализуемому в СФТИ студентами-наставниками СФТИ совместно со школьниками инженерных классов.
Александр Пильщиков представил кейс развития инженерного проекта по созданию интеллектуальной системы мониторинга SLM-печати, в котором школьники, студенты и преподаватели совместно прошли путь от идеи и лабораторных испытаний до первых продаж и формирования технологического стартапа с рыночным потенциалом. «Проект — это не только про технологии. Это про то, как школьник становится инженером, студент — разработчиком, а вуз — партнёром бизнеса», — подчеркнул Александр Пильщиков.
Заведующий кафедрой АИВС СФТИ НИЯУ МИФИ А.Н. Шульгин и старший преподаватель В.В. Пыхов стали участниками закрытой проектной сессии «Развитие дуального образования», собравшей управленческие команды производственно-образовательных кластеров ГК «Росатом» Уральского и Сибирского федеральных округов. Основной целью сессии стало формирование актуальных моделей дуального образования, предполагающих тесную интеграцию обучения и производственной практики, а также повышение конкурентоспособности образовательных программ как внутри Росатома, так и на внешнем рынке труда.
СФТИ представил собственный опыт перестройки магистерской программы по направлению «Программная инженерия». Алексей Шульгин рассказал о внедрении практико-ориентированных подходов, включая интеграцию производственных кейсов в образовательный процесс, индивидуальные проектные треки и участие наставников от предприятий в подготовке студентов. Новый формат программы ориентирован на формирование у обучающихся устойчивых профессиональных компетенций и готовности к решению прикладных задач с первых дней работы. «Мы стремимся сделать процесс обучения бесшовным, чтобы студент не чувствовал, где заканчивается университет и начинается работа. Это и есть современный подход к образованию», — отметил Шульгин.
Участвуя в отраслевом форуме, специалисты и ведущие преподаватели СФТИ НИЯУ МИФИ в очередной раз подчеркнули, что вуз играет активную роль в преобразовании инженерного образования в интересах Росатома.